Грядет новая волна обманутых дольщиков

Российские власти пока еще расхлебывают социальные последствия обвала строительных пирамид 2000-2005 гг. Но грядет новый поток «обманутых дольщиков» - многие компании, ввязавшиеся в долевое строительство, продолжают игнорировать закон. Фактически долевое строительство ведется на основании совершенно других договоров, что вообще запрещено законом, сказал Bigness.ru Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России.

Казалось бы, после вступления в силу закона №214-ФЗ о долевом строительстве, вопрос с недобросовестными и не состоятельными строителями должен был быть окончательно решен.

Напомним, до принятия закона долевым строительством могла заниматься практически любая компания, обладающая соответствующими лицензиями. Даже не имея копейки за душой, они могли собирать взносы за будущее жилье у населения. За счет этих денег и финансировались все этапы строительства.

При этом прав у «дольщиков» не было практически никаких – в подписанных ими же договорах они выступали как «соинвесторы», то есть несли все финансовые риски вместе со строительной компанией. И, например, в случае банкротства компании, «дольщики» оставались ни с чем.

Пресловутым 214-м законом государство попыталось максимально защитить покупателей жилья, выступающих соинвесторами строительства. Однако закон вышел настолько сложным и жестким, что для строителей оказалось дешевле закрывать на него глаза.

«Много проблем связано с тем, что фактически долевое строительство ведется на основании других договоров, что вообще запрещено законом, - рассказал Bigness.ru Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России. - В законе прямо сказано, что только по договору о долевом строительстве могут привлекаться средства граждан застройщиками. Тем не менее, заключают так называемые предварительные договоры купли-продажи, вексельные схемы осуществляют, договоры переуступки прав и т.д. И потребитель оказывается незащищенным в этих ситуациях, и потом, когда застройщиком нарушается договор, трудно чего-то добиться».

«Мы сейчас инициируем ряд судебных исков в защиту неопределенного круга потребителей в отношении признания незаконной практики заключения иных договоров с привлечением денежных средств при свидетелях, кроме договоров участия в долевом строительстве, - продолжает Шелищ. - Если это договор долевого участия, то там в соответствии с законом должны быть прописаны все условия, защищающие потребителя, а если они не прописаны, то такой договор ничтожный».

Региональные правоохранительные органы только в этом году возбудили сотни административных (а иногда и уголовных) дел по нарушению прав участников долевого строительства.

Проблема в том, что проверками не охватить всех застройщиков. Федеральная налоговая служба даже обратилась к гражданам с просьбой «осведомлять» компетентные органы о нарушениях их прав. А именно – об использовании «серых» схем долевого строительства.

Основные виды «серых схем» в долевом строительстве (по данным IRN.ru ):

Вексельная схема (24,0% от общего объема сделок)

Это самая распространенная схема, и она уже получила негативную оценку властей. По вексельной схеме дольщики получают не саму квартиру, а лишь обязательство ее передать. И если покупатель по какой-либо причине не получил в собственность обещанной квартиры, ему ничего не остается, как продать вексель или требовать через суд возврата стоимости векселя, но никак не квартиры.

Кроме того, именно эта схема «возбудила» налоговиков. По их мнению, за ней также стоит уход от налогов. В частности, в конце июля ФНС обвинила в использовании этой схемы известного застройщика ЗАО "МИАН".

Договор соинвестирования (21,1% от общего объема сделок)

Заключая подобный договор, дольщик становится партнером компании по бизнесу, и в равной степени несет все возможные риски. Этот договор не регулируют законы «Об участии в долевом строительстве…» и «О защите прав потребителя». Вместо них дольщик-соинвестор подпадает под действие федерального закона № 39 «Об инвестиционной деятельности…». Иными словами, он становится инвестором, и за риск отвечает он сам, а не строитель. Эта схема крайне рискованна для «дольщика».

Договор предварительной купли-продажи (20,8% от общего объема сделок)

Покупатель и застройщик заключают всего лишь предварительный договор купли-продажи о том, что застройщик через некоторое время после начала строительства обязуется заключить договор о долевом участии в строительстве.

В договоре указываются технические характеристики, срок заключения основного договора, а также обязанность покупателя уплатить задаток или обеспечительный взнос, соразмерный стоимости квартиры. Но если у застройщика возникли проблемы или цены на жилье внезапно возросли, и он решит «вашу» квартиру продать, то тогда придется в суде доказывать факт инвестиций и требовать от застройщика возврата средств.


Сергей Малинин, Татьяна Бархатова

Автор Сергей Малинин
Сергей Малинин — журналист, редактор Правды.Ру. *